Поисковый отряд Родник

Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя России
Шерстянникова Андрея Николаевича
Усть - Кутского муниципального образования

Рабочая программа
Поисково-краеведческий отряд

«Родник»
Срок реализации программы: 4 года
Программа рассчитана на детей 12-18 лет

Автор: Ананьев
Константин Иванович

г. Усть-Кут
2021.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Поисковокраеведческий отряд Родник» разработана с учетом:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.1012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации»;
-

Концепции

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014
года№17-26-р),

- Приказа Минпросвещения России от 09.08.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Постановления « Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно
– эпидемиологических требований к устройству, содержанию, и организации

режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 4
июля 2014 года № 41;
- Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания
детей и молодежи от 18.11.2015 года № 09-3242 «О направлении
информации.

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»,

Методических

рекомендаций

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ;

- Устава МКОУ СОШ № 6 им. Шерстянникова А.Н. УКМО;
- Лицензии МКОУ СОШ № 6 им. Шерстянникова А.Н. УКМО на
образовательную деятельность.
Срок реализации программы: 1 год
Программа рассчитана на детей 12-18 лет
Уровень сложности – базовый.

2

Актуальность программы: В современных условиях воспитание у
учащихся патриотизма – одна из ключевых задач учителя истории. Важность
решения проблемы патриотического воспитания молодежи подтверждается
изданием

ряда

законодательных

актов,

организацией

мероприятий,

разработкой программ и пособий, в которых вопросы нравственности и
гражданственности

в

центре

внимания.

высокообразованные,

мужественные,

здоровые

Обществу
люди,

нужны

отличающиеся

профессиональной культурой, мобильностью, конструктивностью, развитым

чувством ответственности за судьбу страны – патриоты своего Отечества.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие
образования на 2019 – 2025 гг.» в числе приоритетных направлений, по
которым

будет

осуществляться

государственная

политика

в

сфере

образования, обозначено патриотическое воспитание.

В связи с программой «Развитие образования на 2013-2020 гг.» в
апреле 2013 г. было создано Общероссийское общественное движение по
увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение
России». Оно является самой крупной организацией, занимающейся полевой
и архивной поисковой работой. Движение объединяет более 42 тысяч
поисковиков всех возрастов в составе 1428 поисковых отрядов, из них более
30 отрядов Иркутской области.
Отделения поискового движения открыты в 82 субъектах Федерации.
Эта организация объединила региональные отделения, структурировала их

деятельность, разработала единую систему работы отрядов, в направлениях
развития патриотизма и увековечения памяти погибших в годы войны.
Это, пожалуй, самая лучшая организация по развитию патриотизма,
ведь дети, выезжающие на места боевых действий, проводя раскопки, могут
лично прикоснуться к истории своей страны, увидеть собственными глазами

какой подвиг совершили советские люди для защиты независимости страны,
понять, что занимаясь данной работой, вносят свой вклад в историю нашей
страны.
3

Все

вышесказанное

определяет

актуальность

темы

настоящего

исследования, которая состоит в использовании свободного времени
молодежи для патриотического воспитания и саморазвития культурного и
нравственного роста личности, а также организации содержательного досуга
для молодѐжи, которая поможет сохранить память ушедшей войны.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

2.

Цель: сформировать у обучающихся представления о развитии
поискового движения на территории Иркутской области, о жизни во время
войны, о проблемах учѐта бойцов, павших при защите нашей Родины на
основе устных источников и делопроизводственных документов.
ЗАДАЧИ:
 Сформировать

у

школьников

представления

об

устных

источниках, как о способе получения информации о военных действиях;


Способствовать развитию у детей критического мышления



Развить

у

старшеклассников

умение

работать

с

делопроизводственными документами;


Повысить мотивацию учебной деятельности в результате

использования приемов изучения учебного материала;


Воспитывать

патриотизм,

гражданскую

ответственность,

гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и
других народов.
Направленность
программы:

программа

дополнительной
авторская,

имеет

общеобразовательной
социально-педагогическую

направленность
Новизна: Среди базовых национальных ценностей российского
общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится
патриотизм. Новизна программы заключается в самом содержании, в
стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно,
расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм
обучения ивоспитания (индивидуальные и групповые проекты, публикации,
4

исследовательская

деятельность,

виртуальные

экскурсии,

серии

презентаций,ролевые игры, выездные экспедиции).
Программа призвана воспитывать чувство патриотизма у детей и
подростков на основе двух направлений: исследования биографий,
интересных фактов из жизни земляков, приближавших победу в
Великой Отечественной войне (ветеранов-участников войны, их вдов,
тружеников тыла, узников концлагерей, детей войны), а также военная
подготовка детей к выездным мероприятиям.
Первое направление деятельности будет включать сбор информации
для Книги Памяти школы и объединения ее в школьную Книгу Памяти УстьКутского района.
Второе направление предполагает повышение престижа учителя,
педагога, наставника посредством более близкого общения с учениками
благодаря поездкам к местам боѐв Великой Отечественной войны, а так
участи в слѐтах ПКО муниципального, регионального и всероссийского
уровней.
Реализация

данных

направлений

будет

происходить

за

счет

исследовательской (изучение различных документов, книг, архивов, статей и
т.д. по теме ВОВ) и практической (физическая подготовка, изучение
методики

проведения

деятельностей.

военных

Собранные

раскопок,

материалы

стрелковой

планируется

подготовки)

передавать

для

публикации на страницах районной газеты, направлять для участия в
конкурсах различных уровней.
В процессе данной деятельности у воспитанников разовьются такие
качества,

как

патриотизм,

исследовательский

интерес,

упорство

в

достижении цели; повысится грамотность, расширится словарный запас;
возникнет

стимул

к

творческой

реализации;

появится

возможность

познакомится с разными интересными личностями.
Социальная значимость: Разработка программы подтверждается
событиями в современной жизни, а именно:
5

-

экономическая дезинтеграция;

-

социальная дифференциация общества;

-

девальвация духовных ценностей.

Вышеуказанные

аспекты

оказывают

негативное

влияние

на

общественное сознание большинства возрастных групп населения (в
особенности подрастающего поколения), резко снижают воспитательное
воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших
факторов формирования патриотизма.
Еще заметна частичная утрата нашим обществом традиционно
российского патриотического сознания. Объективные и субъективные
процессы существенно стали вносить в патриотизм изменения. К сожалению,
в общественном сознании получило широкое распространение равнодушие,
эгоизм,

индивидуализм,

неуважительное

цинизм,

отношение

к

немотивированная

государству,

агрессивность,

социальным

институтам,

духовным ценностям.
Эти

изменения

требуют

нового

подхода

в

формировании

патриотического и гражданского сознания учащихся. И одними из
важнейших направлений в этой большой работе являются умение чтить и
беречь память об истории своей Родины и ее народа, а также повышение
престижа профессии и личности педагога и наставника.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
предлагаемые занятия создадут благоприятные условия для формирования
патриотического сознания у детей и подростков, научат их коммуникативной
культуре, будут способствовать воспитанию таких душевных качеств, как
дружелюбие, общительность, толерантность, почтение к родной истории и
уважение к профессии педагога.
Программа направлена на формирование мира ценностей человека,
которые содействуют эффективному развитию социальных навыков или
отдельных их элементов.
Вместе с тем повышение уровня гражданственности, социальной
6

адаптированности детей и подростков, их обучение способам успешной
социализации посредством патриотического воспитания, позволили бы
избежать многих проблем девиантного поведения.
3.

СРОКИ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

И

РАСПРЕДЕЛЕНИЕЧАСОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Программа рассчитана на 1 год обучения, содержит теоретический и
практический материал (при успешной реализации цели и задач может быть
переработана и дополнена). Программа предусматривает работу кружка в
течение всего периода обучения в средней и старшей школе.
4.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВОЗРАСТНОЙ

ГРУППЫ

УЧАЩИХСЯ
Программа рассчитана на подростков обоего пола в возрасте от 12 до
18 лет, не требует предварительной подготовки. Предполагаемый состав
группы - разновозрастные.
Уровень образования - база средней общеобразовательной школы.
Степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной
области определяется в процессе первых занятий.
Наличие способностей - выдающихся талантов и способностей для
участия впрограмме не требуется. Требования к физическому здоровью детей
не предполагают особенной физической подготовки.
Формы

организации

внеурочной

деятельности.

обученияиспользуются следующие формы занятий:


комбинированное учебное занятие,



занятие-презентация,



экскурсия, виртуальная экскурсия,



просмотр видео фильмов,



чтение стихотворений,



игры,



экспедиции.

5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7

В

процессе

№

Виды и
Время
формы
проведения
проведения
Раздел 1. Теоретическое изучения работы поисковых отрядов
1.1. Поисковая деятельность в послевоенное время.
Цели и задачи курса
1
Вводная лекция, обзор
Введение в
литературы и
Лекция,
дисциплину.
источников.
Сентябрь
тестирование
Разбор понятий
«поиск», «артефакт»,
«военные действия».
Основные этапы и
2
пути развития
Поисковое движение
поискового движения
Лекцияс послевоенного
Октябрь
России с
семинар.
времени.
послевоенного
времени.
Начало формирования
3
и становление
общероссийского
Поисковое движение движения. Создание
как единая
единой базы данных
ЛекцияНоябрь общероссийская
находок и территорий,
семинар.
Декабрь
организация.
которые уже были
исследованы на
предмет останков
бойцов.
1.2. Развитие поискового движения Иркутской области 1990-2010-е годы.
Изучить процесс
4
становления
История развития
небольших
поисковиков
разрозненных отрядов
Лекция.
Январь
Иркутской области.
в централизованную
областную
организацию.
История развития
5
Посмотреть динамику
поискового отряда
развития ПО «Память»
«Память» г.
Лекцияи их достижения за
Февраль
Черемхово,
семинар.
период
Иркутской области.
существования.
6

Наименование тем

Содержание

1.3. Отличие военной археологии от стандартного поиска находок.
Основы проведения Изучить деятельность
Семинар
Март 8

археологических
раскопок

7

9

8

10
11

12

первых археологов в
Апрель
России. Первые
стоянки древних
людей, которые были
открыты благодаря
археологам. Изучить
тонкости проведения
археологической
разведки
Познакомиться с
термином военная
археология,
Особенности
познакомиться с
Семинар
Май
военной археологии действующими ПО на
территории Иркутской
области, их находками
и методами получения
Раздел 2. Практическая деятельность обучающихся
Постановка лагеря,
установка палаток и
Практические
Сентябрь,
Основы туризма
хозяйственных
действия
Май
построек, разведение
костра.
Стрельба из
пневматической
Практические
Октябрь,
Изучение оружия
винтовки, сборкадействия
Ноябрь
разборка автомата
АК-74
Занятия ОФП, основы Практические
В течение
Военная подготовка
строевой подготовки,
действия
года
Произвести разведку
заданной мести, на
Практическая
предметы,
Практические
Апрель, Май
археология
являющиеся
действия
культурными
останками.
Зарница, слѐт ПКО,
Участие в
Вахта Памяти 2022,
Практические
В течение
мероприятиях
школьными
действия
года
мероприятия

6. Методическое обеспечение
9

Разработки бесед, диспутов, тренингов, дидактического и лекционного
материала.
Материально-техническое оснащение: кабинет, столы, стулья, ноутбук или
компьютер, доска, пневматическая винтовка, автомат Калашникова, шкафы и
стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, доступ
к сети «Internet».
В программе возможны изменения, дополнения.
7.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
 Личностные:

умение

формулировать

собственную

позицию

по

обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические
сведения;


Предметные: понимание основных фактов, процессов и явлений,
характеризующих поисковую деятельность в Иркутском регионе;



Метапредметные: умение проводить поиск исторической информации в
делопроизводственных

источниках,

анализировать

источник

и

историческую информацию, представленную в разных знаковых системах
(таблицы, карты, тексты, схемы и т.д.), устанавливать причинноследственные связи между явлениями в рамках изучаемой темы.
Методы отслеживания результативности:
 педагогическое наблюдение;
 описание и фиксация полученных данных на бумажном и электронном
носителях;
 сравнение с ожидаемым результатом программы уже достигнутых
показателей.
 участие в творческой работе по патриотическому воспитанию (конкурсы,
проекты, статьи в СМИ и т. д.);
 педагогический

анализ

результатов

выполнения

обучающимися

диагностических заданий, активности обучающихся на занятиях и т.п.
Формы подведения итогов реализации программы: подготовка
аналитической справки с приложением фотоотчета.
10

8.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
Библиографический список
1.

Ананьев К.И. Поисковое движение в современной России (на

примере молодежных поисковых отрядов Иркутской области) ВКР. Иркутск.
2021. 74 с.
2.

Агафонов

В.А.

Обмен

опытом

военно-патриотического

воспитания: о школьных музеях боевой славы // Народное образование. 1975.
№ 5. С. 71 – 75.
3.

Белоганов В.А. Совершенствование военно-патриотического

воспитания молодежи в условиях социально-политических процессов
современного российского общества. Чита. 2004. 23 с.
4.

Гущин О.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи.

Поисковое движение. Екатеринбург.: Изд-во Гуманитар. Ун-та, 2004. 88 с.
5.

Дроздова

Н.Ф.

Школьный

музей

«Молодая

гвардия»

//

Воспитание школьника. 1972. №2. С. 42 – 43.
6.
№1.

Дудин Е.И. Последний полет Пе-2 // Техника-молодежи. 1991.
С. 24 – 26.

7.

Ивлев И. И. Военная археология. Методика поисковых архивно-

полевых исследований. Архангельск. 1995. 94 с.
8.

Иконников Ю.М. История движения // Патриот. 1996. №12 –

16,18,24.
9.

Клейменов А.Н. По долгу памяти // Военно-исторический

журнал. 1990. №4. С. 3 – 10.
10.

Кузнецов В.К. Моя Книга Памяти. Казань: Изд-во Книга Памяти

РТ. 1996. 280 с.
11.

Кусаинов М.И. Тайны Синявинских болот и высот // Астана.:

Сарыарка, 2004. 328 с.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39565)-6-03-62

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».