МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ШЕРСТЯННИКОВА АНДРЕЯ НИКОЛАЕВИЧА
УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школьный музей»
Программа рассчитана на 2 года обучения
Возраст детей 12 – 15 лет
г. Усть-Кут
2021 год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
ООП ООО МКОУ СОШ №6 им. Шерстянникова А.Н. УКМО;
учебного плана МКОУ СОШ №6 им. Шерстянникова А.Н. УКМО;
годового календарного графика МКОУ СОШ №6 им. Шерстянникова А.Н. УКМО;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к
образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму
Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России
от 11.12.06 № 06-1844.
ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Концепция развития ДОД (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы
по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41
«Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций ДОД »
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
ДОД»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013 г. № 1008 г. «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Л. П. Бокова. Программа предпрофильного курса музеологии ''Путешествие в мир музеев''. Изучение
истории на профильном уровне в современной школе: М.: ООО ''ТИД ''Русское слово – РС'', 2006.
Авторская программа Э.А.Джабраиловой «Школьный музей». 2008
Сборника методических материалов для руководителей школьных музеев. Под общей редакцией
Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство Образования Московской
области Центр развития творчества детей и юношества, 2005;
Преподавание
основ
музейного
дела
в
школе.
Малиновская
М.В.,
Стрелкова
Г.Г./дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011;
Общеразвивающая
дополнительная
общеобразовательная программа «Школьный музей» имеет
туристско-краеведческую направленность. Ориентирована на организацию деятельности обучающихся от
простого знакомства с музеем к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному
исследовательскому поиску и к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа предполагает изучение элементарных методических приемов исследовательской, фондовой,
архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
Актуальностью программы является:
1. формирование и развитие творческих способностей учащихся;
2.удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии;
3.обеспечение гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания учащихся;
4.выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся
способности;
5.создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального
самоопределения и творческого труда учащихся.
Образовательная программа «Школьный музей » разработана на основе следующей нормативноправовой базы:
Особенностью программы являются: четыре темы - фондовая работа в музее, экспозиционная работа в
музее, экскурсионная работа в музее, поисково-собирательская работа в музее.
- основу курса составляет практика;
- при изучении курса возможно использовать информационные технологии – специальные диски,
например, по истории музеев. Информацию Интернета о школьных музеях
Адресат программы: дети с 12 до 15 лет.
Объем и сроки освоения:
Общее количество часов за 2 года обучения – 288
Режим занятий: первый год обучения-144 часа с недельной нагрузкой – 4,5 часа.
Комплекс основных характеристик программы
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и
реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации
различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых
отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев,
выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.
Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведовисториков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
Музеи образовательных учреждений эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и
гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления
образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и воспитательным аспектам организации и
функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с
органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского
общества охраны памятников истории и культуры.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений
политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во
все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость
данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и
подрастающего поколения, отсутствуют иерархии нравственно – ориентированных ценностей, проявляется
непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный
интерес к истории, непонимание еѐ закономерностей, идѐт процесс углубления противоречия между старшим и
молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его
прошлое и настоящее. Задачи воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван
в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического
наследия.
Цели и задачи программы
Цели:- создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной
деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их
вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
сформировать представление о музее как социально -культурном институте, средствами учебноисследовательской, проектной деятельности подростков.
Задачи:
Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы,
города, края;
Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и
методическая обработка;
Оформление и экспонирование материалов;
Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных.
Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
Организация научно-исследовательской работы
Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и
образу жизни других народов.
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей музейного дела;
-типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России (фондовой,
архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работой музея);
- сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях;
- развить первичные практические навыки музейной работы;
- побудить интерес учащихся к поисково-исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- использовать полученные знания на уроках и во внеурочной деятельности;
- научить исследовательской и проектной деятельности;
- представлять свои знания и умения на различных конкурсах, видеть свой результат и необходимость своей
деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину;
усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и
образу жизни других народов;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного
выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Метапредметные:
- достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету,
описанию, классификации предметов музейного значения;
- проведение экскурсий по экспозициям музея;
- развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации работ по профилю музея;
- уметь планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;
- первичные навыки использования полученных знаний, умений, как основы исторического мышления;
- первичные представления об историческом положении малой Родины;
- основополагающие знания об истории родного края;
- владеть этнографическим компонентом своего региона;
- уметь работать с топонимическим материалом своего региона.
Содержание программы: «Школьный музей» (первый год обучения).
1. Понятие музей. Функции музея. Профили музея.
Первоначальное представление истории музеев. Назначение музеев в обществе как хранителей предметов
прошлого и центров научно-исследовательской деятельности. Разнообразие профилей музеев. Их особенности.
Рекомендации для педагога. На этом занятии можно познакомить с некоторыми конкретными музеями.
Информацию о них можно найти на страницах журналов ''Музей'' и ''Мир музея''.
2. Известные музеи страны и мира.
История и фонды известных музеев мира.
Рекомендации для педагога. На этом занятии можно использовать многочисленные CD- диски.
Рекомендуется и творческие сообщения детей.
3. Экскурсия в местный музей.
Рекомендации для педагога. Необходимо обязательно посетить близлежащий музей. Это можно сделать
по мере возможности, а не только на этом занятии.
4. Понятие о школьном музее.
Признаки школьного музея. Задачи школьного музея. Жанры школьного музея. Принципы организации и
деятельности школьных музеев.
5. Профессии в музее. Личные качества сотрудника музея.
Разнообразие профессии сотрудников музея. Их функции. Требования к сотрудникам музея.
6. Понятие ''фонд''. Виды фондов. Их характеристика.
Фонд. Основной и вспомогательный фонд. Их содержание и отличие.
7. Учет фондов.
Порядок приема предмета в музей. Акт поступлений. Учетная карточка. Книга поступлений. Правила
ведения книги поступлений. Картотеки музея.
8. Хранение материалов.
Требования к помещению музея. Условия хранения экспонатов.
9. Шифрование предметов.
Шифр. Правила шифрования предметов. Требования к шифрованию предметов. Схемы описания музейных
предметов.
10. Тематико-экспозиционный план.
Экспозиция. Экспозиционное оборудование. План работы над созданием экспозиции. Разработка тематикоэкспозиционного плана. Основные принципы размещения экспонатов в экспозиции. Требования к
экспонированию предметов.
11. Виды текстов.
Оглавительный, ведущий и объяснительный текст.
12. Этикетаж.
Одиночный и ''пучковый'' этикетаж. Требования к составлению этикеток. Особенности этикетажа
различных музейных предметов.
13. Музейные выставки.
Виды выставок. Характер выставок. Требования к созданию выставки.
14. Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.
Обзорные, тематические, учебные экскурсии. Составляющие части экскурсии. Их особенности. Памятка
экскурсовода.
15. Методика проведения экскурсий.
16. Массовые мероприятия в музее.
Музейный праздник. Этапы проведения праздника. Праздник.
17. Этапы поисково-собирательской деятельности. Принципы и методика. Планирование.
Перспективное и текущее планирование.
18. Подготовка к поисково-собирательской работе.
Полевой дневник. Полевая опись. Акт приема. Тетрадь для записей воспоминаний. Общие правила
оформления и заполнения полевых документов. Систематизация и хранение памятников истории и культуры в
полевых условиях.
19. Выявление и сбор материалов.
20. Выявление и сбор материалов.
21. Основные направления краеведческой работы в музее.
Рекомендации для учителя. Направления краеведческой работы исходят из профиля музея. Также
разнообразить направления поисково-исследовательской деятельности можно, используя программу
''Отечество''
Тематическое планирование. Первый год обучения. 144 часа.
№
Тема занятия.
теория
практика
итого
4ч
Входная
4ч
Что такое музей? – 16 часов.
1
Понятие ''музей''. Функции музея. Профили
музея.
диагност.
2
Известные музеи страны и мира.
2ч
3
Экскурсия в школьный музей
3ч
4
Понятие о школьном музее.
2ч
5
Профессии в музеи. Личные качества
2ч
1ч
3ч
3ч
2ч
4ч
2ч
сотрудника музея.
Фондовая работа –26 часов.
1
Понятие ''фонд''. Виды фондов. Их
3ч
3ч
6ч
характеристика.
2
Учет фондов.
4ч
5ч
9ч
3
Хранение материалов.
2ч
3ч
5ч
4
Шифрование предметов.
3ч
3ч
6ч
Экспозиционная работа – 26 часов.
1
Тематико-экспозиционный план.
2ч
2ч
4ч
2
Виды текстов.
1ч
2ч
3ч
3
Этикетаж.
4ч
4ч
8ч
4.
Музейная выставка.
1ч
2ч
3ч
5
Организация выставок
2ч
6ч
8ч
2ч
7ч
9ч
Экскурсионная работа – 25часов.
1
Промежуточная диагностика
Виды экскурсий. Методика подготовки
экскурсии.
2
Методика проведения экскурсий.
2ч
2ч
4ч
3
Массовые мероприятия в музее.
2ч
3ч
5ч
4
Экскурсии в музее
2ч
5ч
7ч
4ч
6ч
10ч
Поисково-собирательская работа – 45 часов.
1.
Этапы поисково-собирательской деятельности.
Принципы и методика. Планирование.
2
Подготовка к поисково-собирательской работе.
1ч
7ч
8ч
3
Выявление и сбор материалов.
2ч
8ч
10ч
4
Основные направления краеведческой работы в
4ч
8ч
12ч
Итоговый контроль.
5ч
5ч
5ч
Итого
59ч
85ч
144ч
музее.
5
дата
Содержание курса «Школьный музей» (второй год обучения)
Организация поисково-исследовательской деятельности
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов
(блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.
Первый этап – информационный или ознакомительный. Информация о работе музея должна быть
предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с
Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.
Блок №1 «Музей и история родного края»
№
Тема
Форма проведения Основные цели и задачи
1 Школьный
Экскурсия.
Знакомство с работой музея, правилами
краеведческий музей.
поведения в музее. Воспитание бережного
отношения к культурному и историческому
наследию своего народа.
2 История основания
Беседа.
Воспитание патриотизма, интереса к истории
города Усть-Кута.
родного края.
3 Быт жителей
Экскурсия.
Воспитание интереса к жизни, быту и
Иркутской области.
культуре своих предков. Знакомство с
орудиями труда, предметами быта местных
жителей.
4 Обычаи и обряды,
Театрализованное
Приобщение учащихся к ценностям и
сохранившиеся до
представление.
традициям народов, населяющих наш край,
нашего времени.
воспитание уважения и бережного отношения
к ним.
5 Легенды о нашем крае. Литературная
Знакомство с народным творчеством,
гостиная.
расширение представления о народных
традициях.
6 Моя родословная.
Беседа,
Знакомство с правилами составления
практическое
генеалогического древа, умение составлять
занятие.
родословную.
7 Моя родословная.
Беседа,
Знакомство с правилами составления
практическое
генеалогического древа, умение составлять
занятие.
родословную.
8 История родной
Экскурсия.
Знакомство с историей школы, воспитание
школы.
уважения к ее традициям.
Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.
Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это
может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников
истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.
Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе
знакомства с
направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш
школьный музей работает по нескольким направлениям. Это – «История микрорайона РЭБ»,
«История родной школы», «Наши земляки – участники войн», «Быт и нравы наших предков»,
«Подвиг 6-ой роты».
Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и
вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы».
Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и
каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея
сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя
его владельца, оценку состояния и т.д.
У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с
архивами, справочниками, энциклопедиями.
Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.
Блок №2 «Документоведение»
№
Тема
Форма проведения
Основные цели и задачи.
1
Фонды музея.
Лекция.
Воспитание бережного отношения к музейным
ценностям. Знакомство с основным и
вспомогательным фондами музея.
2
Учет и
Лекция.
Знакомство с правилами учета
обеспечение
и хранения документов, ведения учетной
сохранности
документации.
фондов музея.
3
Классификация и
Практическое
Формирование навыков составления картотек и
систематизация
занятие.
каталогов.
музейных
экспонатов.
4
Правила хранения Лекция.
Воспитание
бережного
отношения
к
вещественных
памятникам истории и культуры. Знакомство с
исторических
правилами светового и теплового режима
источников.
музея
5
Исторический
Практическое
Вооружение
учащихся
методикой
документ.
занятие.
самостоятельной работы с документами.
Знакомство с правилами учета и хранения
документов.
Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-9-х классов
становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику
проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко
приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных
журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками поисковой
деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность,
неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения
Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»
№
Тема
Форма проведения
Основные цели и задачи
1
Роль экскурсовода Беседа.
Знакомство учащихся с работой экскурсовода.
в работе музея.
Привитие интереса к экскурсионной работе.
2
Методика
Лекция.
Развитие творческих способностей учащихся.
подготовки
Практическое
Формирование умения составлять план
экскурсий.
занятие.
экскурсии, отбирать и систематизировать
значимый материал.
Формирование навыков составления плана
экскурсии, подбора материала.
3
Как провести
Практическое
Обучение правилам проведения экскурсии с
экскурсию.
занятие.
учетом возрастных особенностей экскурсантов.
4
Я – экскурсовод.
Психологические
Помочь учащимся преодолеть неуверенность в
тренинги.
своих силах, развитие коммуникативных
способностей.
Пройдя курс обучения, учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий
№
1
2
3
4
5
6
7
Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации
творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:
-выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;
-создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;
-развитие познавательной активности и интереса обучающихся;
-развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;
-развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.
Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской
деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.
Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»
Тема
Форма проведения
Основные цели и задачи
Введение.
Лекция.
Формирование основ научного мышления.
Знакомство с основными понятиями и
терминологией: актуальность темы, гипотеза,
цели и задачи исследования, методы
исследования.
Источниковедение и его
Лекция.
Сформировать целостное представление об
роль в изучении истории.
историческом знании, о роли работы с
источниками в поисково-исследовательской
работе.
Основные этапы работы
Лекция и
Вооружить учащихся методикой
с источниками.
практическое
самостоятельной и творческой работы с
занятие.
источниками, познакомить с требованиями к
работе с источниками.
Интервью, опросы,
Лекция и
Формирование коммуникативных навыков.
беседы и другие формы
практическое
Знакомство с правилами проведения интервью,
исследовательской
занятие.
составления вопросников.
деятельности.
Оформление творческой Лекция.
Знакомство с видами оформления результатов
работы.
поисково-исследовательской работы,
библиографией, критериями оценки проекта.
Учимся строить
Психологический
Освоение приемов публичных выступлений и
выступление.
тренинг.
способов снятия эмоционального напряжения
перед выступлением.
Представление
Презентация или
Закрепление навыков публичных выступлений.
результатов поисковозащита проекта,
исследовательской
выступление на
деятельности.
конференции,
конкурсе и т.д.
Практическая культурно-образовательная деятельность музея
Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является
восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных
экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные
направления работы:
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его
коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивовописей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы,
географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.
Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный
фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков,
занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии,
технологии.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление
реализуется с помощью проектной деятельности, викторин, исторических и географических игр,
фестивалей и встреч.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с интересными людьми, ветеранами.
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в
четверть), чаепития для ветеранов и гостей школы.
Диагностика образовательного процесса.
Курс предполагает контроль
- начального уровня психологической готовности в виде теста на знание истории села, района, знание
музейной терминологии;
- промежуточный контроль осуществляется путем коррекции заданий уроков.
- итоговый контроль – наличие реферата, исследовательской работы.
Раздел IV. Список литературы и электронных ресурсов.
1. ''Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных
учреждениях''/Справка коллегии Минобразования РФ №24/1 от 28. 12. 94г.
2. В. Н. Лебедев ''Туристско-краеведческая деятельность – путь к пониманию истории родного края и
нашей страны''. /Журнал ''Дополнительное образование'' №2 2001 год, с.54-58.
3. Н. С. Борисов ''Методика историко-краеведческой работы в школе''. / М. ''Просвещение''. 1982 год.
Электронные ресурсы
1.Виртуальные музеи и галереи мираhttp://www.ph4.ru/virtur
2.Государственный исторический музей // http://www.shm.ru/
3.Государственная Третьяковская галерея // http://www.tretyakovgallery.ru/
4.Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://hist-usadba.narod.ru
5.Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp
6.Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp
7.Музей-заповедник Кижи //http://kizhi.karelia.ru/index.html
8.Музей-заповедник «Московский Кремль» // http://www.kreml.ru/
9.Музеи Санкт-Петербурга и пригородов //http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm#muz_1
10.Пушкинский музей //http://www.pushkinmuseum.ru/
11.Русский музей. http://rusmuseum.ru/
12.Этнографический музей //http://www.ethnomuseum.ru/
13.Эрмитаж //http://www.hermitagemuseum.org/