программа школьный музей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ШЕРСТЯННИКОВА АНДРЕЯ НИКОЛАЕВИЧА
УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школьный музей»
Программа рассчитана на 2 года обучения
Возраст детей 12 – 15 лет

г. Усть-Кут
2021 год.

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

ООП ООО МКОУ СОШ №6 им. Шерстянникова А.Н. УКМО;

учебного плана МКОУ СОШ №6 им. Шерстянникова А.Н. УКМО;

годового календарного графика МКОУ СОШ №6 им. Шерстянникова А.Н. УКМО;
 Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к
образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму
Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России
от 11.12.06 № 06-1844.

ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Концепция развития ДОД (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы
по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41
«Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций ДОД »

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
ДОД»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013 г. № 1008 г. «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»

Л. П. Бокова. Программа предпрофильного курса музеологии ''Путешествие в мир музеев''. Изучение
истории на профильном уровне в современной школе: М.: ООО ''ТИД ''Русское слово – РС'', 2006.

Авторская программа Э.А.Джабраиловой «Школьный музей». 2008
 Сборника методических материалов для руководителей школьных музеев. Под общей редакцией
Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство Образования Московской
области Центр развития творчества детей и юношества, 2005;

Преподавание
основ
музейного
дела
в
школе.
Малиновская
М.В.,
Стрелкова
Г.Г./дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011;
Общеразвивающая
дополнительная
общеобразовательная программа «Школьный музей» имеет
туристско-краеведческую направленность. Ориентирована на организацию деятельности обучающихся от
простого знакомства с музеем к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному
исследовательскому поиску и к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Программа предполагает изучение элементарных методических приемов исследовательской, фондовой,
архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
Актуальностью программы является:
1. формирование и развитие творческих способностей учащихся;
2.удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии;
3.обеспечение гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания учащихся;
4.выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся
способности;
5.создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального
самоопределения и творческого труда учащихся.
Образовательная программа «Школьный музей » разработана на основе следующей нормативноправовой базы:
Особенностью программы являются: четыре темы - фондовая работа в музее, экспозиционная работа в
музее, экскурсионная работа в музее, поисково-собирательская работа в музее.
- основу курса составляет практика;
- при изучении курса возможно использовать информационные технологии – специальные диски,
например, по истории музеев. Информацию Интернета о школьных музеях
Адресат программы: дети с 12 до 15 лет.
Объем и сроки освоения:
Общее количество часов за 2 года обучения – 288
Режим занятий: первый год обучения-144 часа с недельной нагрузкой – 4,5 часа.

Комплекс основных характеристик программы
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и
реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации
различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых
отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев,
выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.
Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведовисториков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
Музеи образовательных учреждений эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и
гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления
образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и воспитательным аспектам организации и
функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с
органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского
общества охраны памятников истории и культуры.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений
политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во
все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость
данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и
подрастающего поколения, отсутствуют иерархии нравственно – ориентированных ценностей, проявляется
непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный
интерес к истории, непонимание еѐ закономерностей, идѐт процесс углубления противоречия между старшим и
молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его
прошлое и настоящее. Задачи воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван
в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического
наследия.
Цели и задачи программы
Цели:- создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной
деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их
вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
сформировать представление о музее как социально -культурном институте, средствами учебноисследовательской, проектной деятельности подростков.
Задачи:

Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.

Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы,
города, края;

Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и
методическая обработка;

Оформление и экспонирование материалов;

Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных.
Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.

Организация научно-исследовательской работы

Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и
образу жизни других народов.
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей музейного дела;
-типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России (фондовой,
архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работой музея);

- сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях;
- развить первичные практические навыки музейной работы;
- побудить интерес учащихся к поисково-исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- использовать полученные знания на уроках и во внеурочной деятельности;
- научить исследовательской и проектной деятельности;
- представлять свои знания и умения на различных конкурсах, видеть свой результат и необходимость своей
деятельности.

Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину;
усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и
образу жизни других народов;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного
выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Метапредметные:
- достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету,
описанию, классификации предметов музейного значения;
- проведение экскурсий по экспозициям музея;
- развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации работ по профилю музея;
- уметь планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;
- первичные навыки использования полученных знаний, умений, как основы исторического мышления;
- первичные представления об историческом положении малой Родины;
- основополагающие знания об истории родного края;
- владеть этнографическим компонентом своего региона;
- уметь работать с топонимическим материалом своего региона.

Содержание программы: «Школьный музей» (первый год обучения).
1. Понятие музей. Функции музея. Профили музея.
Первоначальное представление истории музеев. Назначение музеев в обществе как хранителей предметов
прошлого и центров научно-исследовательской деятельности. Разнообразие профилей музеев. Их особенности.
Рекомендации для педагога. На этом занятии можно познакомить с некоторыми конкретными музеями.
Информацию о них можно найти на страницах журналов ''Музей'' и ''Мир музея''.
2. Известные музеи страны и мира.
История и фонды известных музеев мира.
Рекомендации для педагога. На этом занятии можно использовать многочисленные CD- диски.
Рекомендуется и творческие сообщения детей.
3. Экскурсия в местный музей.
Рекомендации для педагога. Необходимо обязательно посетить близлежащий музей. Это можно сделать
по мере возможности, а не только на этом занятии.
4. Понятие о школьном музее.
Признаки школьного музея. Задачи школьного музея. Жанры школьного музея. Принципы организации и
деятельности школьных музеев.
5. Профессии в музее. Личные качества сотрудника музея.
Разнообразие профессии сотрудников музея. Их функции. Требования к сотрудникам музея.
6. Понятие ''фонд''. Виды фондов. Их характеристика.
Фонд. Основной и вспомогательный фонд. Их содержание и отличие.
7. Учет фондов.
Порядок приема предмета в музей. Акт поступлений. Учетная карточка. Книга поступлений. Правила
ведения книги поступлений. Картотеки музея.
8. Хранение материалов.
Требования к помещению музея. Условия хранения экспонатов.
9. Шифрование предметов.
Шифр. Правила шифрования предметов. Требования к шифрованию предметов. Схемы описания музейных
предметов.
10. Тематико-экспозиционный план.
Экспозиция. Экспозиционное оборудование. План работы над созданием экспозиции. Разработка тематикоэкспозиционного плана. Основные принципы размещения экспонатов в экспозиции. Требования к
экспонированию предметов.
11. Виды текстов.
Оглавительный, ведущий и объяснительный текст.
12. Этикетаж.
Одиночный и ''пучковый'' этикетаж. Требования к составлению этикеток. Особенности этикетажа
различных музейных предметов.
13. Музейные выставки.
Виды выставок. Характер выставок. Требования к созданию выставки.
14. Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.
Обзорные, тематические, учебные экскурсии. Составляющие части экскурсии. Их особенности. Памятка
экскурсовода.
15. Методика проведения экскурсий.
16. Массовые мероприятия в музее.
Музейный праздник. Этапы проведения праздника. Праздник.
17. Этапы поисково-собирательской деятельности. Принципы и методика. Планирование.
Перспективное и текущее планирование.
18. Подготовка к поисково-собирательской работе.
Полевой дневник. Полевая опись. Акт приема. Тетрадь для записей воспоминаний. Общие правила
оформления и заполнения полевых документов. Систематизация и хранение памятников истории и культуры в
полевых условиях.
19. Выявление и сбор материалов.
20. Выявление и сбор материалов.
21. Основные направления краеведческой работы в музее.
Рекомендации для учителя. Направления краеведческой работы исходят из профиля музея. Также
разнообразить направления поисково-исследовательской деятельности можно, используя программу
''Отечество''

Тематическое планирование. Первый год обучения. 144 часа.
№

Тема занятия.

теория

практика

итого

4ч

Входная

4ч

Что такое музей? – 16 часов.
1

Понятие ''музей''. Функции музея. Профили
музея.

диагност.

2

Известные музеи страны и мира.

2ч

3

Экскурсия в школьный музей

3ч

4

Понятие о школьном музее.

2ч

5

Профессии в музеи. Личные качества

2ч

1ч

3ч
3ч

2ч

4ч
2ч

сотрудника музея.
Фондовая работа –26 часов.
1

Понятие ''фонд''. Виды фондов. Их

3ч

3ч

6ч

характеристика.
2

Учет фондов.

4ч

5ч

9ч

3

Хранение материалов.

2ч

3ч

5ч

4

Шифрование предметов.

3ч

3ч

6ч

Экспозиционная работа – 26 часов.
1

Тематико-экспозиционный план.

2ч

2ч

4ч

2

Виды текстов.

1ч

2ч

3ч

3

Этикетаж.

4ч

4ч

8ч

4.

Музейная выставка.

1ч

2ч

3ч

5

Организация выставок

2ч

6ч

8ч

2ч

7ч

9ч

Экскурсионная работа – 25часов.
1

Промежуточная диагностика

Виды экскурсий. Методика подготовки
экскурсии.

2

Методика проведения экскурсий.

2ч

2ч

4ч

3

Массовые мероприятия в музее.

2ч

3ч

5ч

4

Экскурсии в музее

2ч

5ч

7ч

4ч

6ч

10ч

Поисково-собирательская работа – 45 часов.
1.

Этапы поисково-собирательской деятельности.
Принципы и методика. Планирование.

2

Подготовка к поисково-собирательской работе.

1ч

7ч

8ч

3

Выявление и сбор материалов.

2ч

8ч

10ч

4

Основные направления краеведческой работы в

4ч

8ч

12ч

Итоговый контроль.

5ч

5ч

5ч

Итого

59ч

85ч

144ч

музее.
5

дата

Содержание курса «Школьный музей» (второй год обучения)
Организация поисково-исследовательской деятельности
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов
(блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.
Первый этап – информационный или ознакомительный. Информация о работе музея должна быть
предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с
Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.
Блок №1 «Музей и история родного края»
№
Тема
Форма проведения Основные цели и задачи
1 Школьный
Экскурсия.
Знакомство с работой музея, правилами
краеведческий музей.
поведения в музее. Воспитание бережного
отношения к культурному и историческому
наследию своего народа.
2 История основания
Беседа.
Воспитание патриотизма, интереса к истории
города Усть-Кута.
родного края.
3 Быт жителей
Экскурсия.
Воспитание интереса к жизни, быту и
Иркутской области.
культуре своих предков. Знакомство с
орудиями труда, предметами быта местных
жителей.
4 Обычаи и обряды,
Театрализованное
Приобщение учащихся к ценностям и
сохранившиеся до
представление.
традициям народов, населяющих наш край,
нашего времени.
воспитание уважения и бережного отношения
к ним.
5 Легенды о нашем крае. Литературная
Знакомство с народным творчеством,
гостиная.
расширение представления о народных
традициях.
6 Моя родословная.
Беседа,
Знакомство с правилами составления
практическое
генеалогического древа, умение составлять
занятие.
родословную.
7 Моя родословная.
Беседа,
Знакомство с правилами составления
практическое
генеалогического древа, умение составлять
занятие.
родословную.
8 История родной
Экскурсия.
Знакомство с историей школы, воспитание
школы.
уважения к ее традициям.
Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.
Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это
может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников
истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.
Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе
знакомства с
направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш
школьный музей работает по нескольким направлениям. Это – «История микрорайона РЭБ»,
«История родной школы», «Наши земляки – участники войн», «Быт и нравы наших предков»,
«Подвиг 6-ой роты».

Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и
вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы».
Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и
каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея
сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя
его владельца, оценку состояния и т.д.
У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с
архивами, справочниками, энциклопедиями.
Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.
Блок №2 «Документоведение»
№
Тема
Форма проведения
Основные цели и задачи.
1
Фонды музея.
Лекция.
Воспитание бережного отношения к музейным
ценностям. Знакомство с основным и
вспомогательным фондами музея.
2
Учет и
Лекция.
Знакомство с правилами учета
обеспечение
и хранения документов, ведения учетной
сохранности
документации.
фондов музея.
3
Классификация и
Практическое
Формирование навыков составления картотек и
систематизация
занятие.
каталогов.
музейных
экспонатов.
4
Правила хранения Лекция.
Воспитание
бережного
отношения
к
вещественных
памятникам истории и культуры. Знакомство с
исторических
правилами светового и теплового режима
источников.
музея
5
Исторический
Практическое
Вооружение
учащихся
методикой
документ.
занятие.
самостоятельной работы с документами.
Знакомство с правилами учета и хранения
документов.
Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-9-х классов
становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику
проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко
приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных
журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками поисковой
деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность,
неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения
Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»
№
Тема
Форма проведения
Основные цели и задачи
1
Роль экскурсовода Беседа.
Знакомство учащихся с работой экскурсовода.
в работе музея.
Привитие интереса к экскурсионной работе.
2
Методика
Лекция.
Развитие творческих способностей учащихся.
подготовки
Практическое
Формирование умения составлять план
экскурсий.
занятие.
экскурсии, отбирать и систематизировать
значимый материал.
Формирование навыков составления плана
экскурсии, подбора материала.
3
Как провести
Практическое
Обучение правилам проведения экскурсии с
экскурсию.
занятие.
учетом возрастных особенностей экскурсантов.
4
Я – экскурсовод.
Психологические
Помочь учащимся преодолеть неуверенность в
тренинги.
своих силах, развитие коммуникативных
способностей.
Пройдя курс обучения, учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий

№
1

2

3

4

5

6

7

Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации
творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:
-выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;
-создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;
-развитие познавательной активности и интереса обучающихся;
-развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;
-развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.
Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской
деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.
Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»
Тема
Форма проведения
Основные цели и задачи
Введение.
Лекция.
Формирование основ научного мышления.
Знакомство с основными понятиями и
терминологией: актуальность темы, гипотеза,
цели и задачи исследования, методы
исследования.
Источниковедение и его
Лекция.
Сформировать целостное представление об
роль в изучении истории.
историческом знании, о роли работы с
источниками в поисково-исследовательской
работе.
Основные этапы работы
Лекция и
Вооружить учащихся методикой
с источниками.
практическое
самостоятельной и творческой работы с
занятие.
источниками, познакомить с требованиями к
работе с источниками.
Интервью, опросы,
Лекция и
Формирование коммуникативных навыков.
беседы и другие формы
практическое
Знакомство с правилами проведения интервью,
исследовательской
занятие.
составления вопросников.
деятельности.
Оформление творческой Лекция.
Знакомство с видами оформления результатов
работы.
поисково-исследовательской работы,
библиографией, критериями оценки проекта.
Учимся строить
Психологический
Освоение приемов публичных выступлений и
выступление.
тренинг.
способов снятия эмоционального напряжения
перед выступлением.
Представление
Презентация или
Закрепление навыков публичных выступлений.
результатов поисковозащита проекта,
исследовательской
выступление на
деятельности.
конференции,
конкурсе и т.д.

Практическая культурно-образовательная деятельность музея
Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является
восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных
экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные
направления работы:

Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его
коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивовописей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы,
географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.

Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный
фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков,
занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии,
технологии.

Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление
реализуется с помощью проектной деятельности, викторин, исторических и географических игр,
фестивалей и встреч.

Общение. Встречи с целью знакомства и общения с интересными людьми, ветеранами.

Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в
четверть), чаепития для ветеранов и гостей школы.
Диагностика образовательного процесса.
Курс предполагает контроль
- начального уровня психологической готовности в виде теста на знание истории села, района, знание
музейной терминологии;
- промежуточный контроль осуществляется путем коррекции заданий уроков.
- итоговый контроль – наличие реферата, исследовательской работы.
Раздел IV. Список литературы и электронных ресурсов.
1. ''Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных
учреждениях''/Справка коллегии Минобразования РФ №24/1 от 28. 12. 94г.
2. В. Н. Лебедев ''Туристско-краеведческая деятельность – путь к пониманию истории родного края и
нашей страны''. /Журнал ''Дополнительное образование'' №2 2001 год, с.54-58.
3. Н. С. Борисов ''Методика историко-краеведческой работы в школе''. / М. ''Просвещение''. 1982 год.
Электронные ресурсы
1.Виртуальные музеи и галереи мираhttp://www.ph4.ru/virtur
2.Государственный исторический музей // http://www.shm.ru/
3.Государственная Третьяковская галерея // http://www.tretyakovgallery.ru/
4.Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://hist-usadba.narod.ru
5.Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp
6.Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp
7.Музей-заповедник Кижи //http://kizhi.karelia.ru/index.html
8.Музей-заповедник «Московский Кремль» // http://www.kreml.ru/
9.Музеи Санкт-Петербурга и пригородов //http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm#muz_1
10.Пушкинский музей //http://www.pushkinmuseum.ru/
11.Русский музей. http://rusmuseum.ru/
12.Этнографический музей //http://www.ethnomuseum.ru/
13.Эрмитаж //http://www.hermitagemuseum.org/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-(39565)-6-03-62

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».